Приложение II

О православии. — Из разговора Рудольфа Штейнера с Людвигом Клеебергом и д-ром Людвигом Нолем 22 февраля 1908 г. в Касселе

...Мы пошли к столу. Рудольф Штейнер спросил о г-не Штанге, в прошлом высокопоставленном чиновнике почтового ведомства, который, став буддийским монахом, отправился на Цейлон...Случай этот, казалось, все еще интересовал Рудольфа Штейнера. «Буддийский оккультизм, — сказал Рудольф Штейнер, — не ложен, но теософский более широк по охвату. Им можно заниматься по всей земле. Сегодня каждый человек поставлен на определенное место, и неправильно насильственно отрываться от своей кармы и отдаваться жизни в истекших культурах, а такова буддийская. Нет надобности ехать в Индию». — «Это совсем лишено оснований?» — спросил д-р Ноль. — «В лучшем случае, если хочешь сильнее действовать в более поздней инкарнации. Но зачем ехать в Индию? Кто хочет пойти [в развитии] дальше, пусть поступает в доминиканский орден или, еще лучше, в греческий монастырь на горе Афон». — «В греко-католический монастырь?» — «Да, ибо в греческом католицизме заключены зерна будущего, и только здесь. Из Восточной Европы вообще произойдет раса будущего. У нас есть в Смоленске теософская ложа и ее председатель — тамошний митрополит, сказавший чудесную речь при ее открытии, я читал ее в переводе». — «В России?» — «В России! Что в России под запретом, так это только ношение оружия, подготовка покушений и государственного переворота. В остальном же Россия — самая свободная страна на земле. Конечно, если вы подозреваетесь в опасных намерениях, вы отправитесь в Сибирь». — «Однако, у нас не слышно ничего хороше-го о греческом католицизме». — «Да, можно было бы сказать, он ни на что не годен. Низший слой духовенства, конечно, испорчен, но путешественники, которые дают нам сведения, видят только испорченность». — «Но можно ли было бы сказать, что римский католицизм закостенел, но содержит некоторую сумму оккультизма? Почему бы и с ним в будущем не могло быть иначе?» — «Дело здесь тоже обстоит несколько иначе. Для римского католицизма теософия существует примерно так, как Платон для остального мира. Римский католицизм в тупике. Греческий не знает догмы о непогрешимости [папы]. Из существующих форм христианства — протестантизма, римского и греческого католицизма (мы также можем указать в качестве особой формы английскую церковь) — будущее имеет только греческий католицизм. на востоке все еще находится в текучем состоянии. В греческом католицизме все — теософия». — «Следовательно, греко-католическая церковь будет христианством, целиком устроенным в теософском духе?» — «Да! Теософия, конечно, шире. Но это верно. Есть много клириков, которые глубоко вникли в истины христианства». — Этот разговор о будущем христианства как христианской церкви был очень поучителен и указал некоторые перспективы.

Ludwig Kleeberg. Wege und Worte. Erinnerungen an Rudolf Steiner aus Tagebüchern und aus Briefen. Stuttgart. Mellinger Verlag.1961. S. 194-195.


3918011898827704.html
3918049729300782.html
    PR.RU™