Ключевые слова. В землю Иудейскую (3:22) –исходя из окончания второй главы, беседа с Никодимом имела место в Иеруссалиме

В землю Иудейскую (3:22) –исходя из окончания второй главы, беседа с Никодимом имела место в Иеруссалиме. Выражение «пришел Иисус с учениками своими в землю Иудейскую» указывает на то, что Он вышел за пределы Иерусалима.

Иоанн же крестил в Еноне близ Салима, (3:23) –как отмечает Барретт, название «Енон», возможно происходит от еврейского слова «источники», возможно, это поддерживается фразой «там было много воды». Карты VI в. н. э. содержат такое селение, оно расположено в Перее, к северу от Мертвого моря на противоположном берегу от Вифавары. Некоторые полагают, что он находился на севере Иорданской долины, на западном берегу в восьми милях от Бетсана (Скифополиса). Это мнение поддерживал Евсевий, живший в 4-м веке. Он отождествляет «Салим» с пунктом «Салюмиас» (современный Тель-Шеикх-Салим). Есть мнения, что Енон следует искать на границе между Иудеей и Самарией, и тогда Салим означает Иерусалим. [100]

Спор об очищении (3:25) -Барретт пишет, что Иоанн не уточняет, чего именно касался спор об очищении, очевидно, речь шла обо всей системе. То есть для Иоанна не важны эти детали, он хочет показать, что Иоанн Креститель находится в сфере иудаизма, которую превзойдет учение Иисуса.[101]

Если не будет дано (3:27) –трудная фраза, поскольку не ясно, что дано, истина или способность принимать; кому дано, Иисусу или верующему, или и Ему и им?[102] Тем не менее, исходя из того, что это ответ на вопрос учеников, речь идет о Христе и миссии, которую он берет на себя.

Друг жениха, голос жениха (3:29) –Традиционно, на основе ВЗ считалось, что невеста Яхве – его народ. (Ис. 62:4; Иер. 2:2; Иез. 16:8; Ос. 2:21). Павел называет Церковь невестой Христа (2Кор.11:2; Еф. 5:25-27). Таким образом, Христос исповедан Иоанном крестителем здесь как Бог. Этот образ опирается на ряд свадебных обычаев.[103]

Приходящий свыше (3:31) –o( a)/nwqen e)rxo/menoj - В синопсисе часто встречается слово e)rxo/menoj, которое является мессианским титулом «грядущий» (Мтф. 11:3, 21:9; 23:39; Мрк. 11:9; Лук. 7:19; 13:35; 19:38), в Иоанна этот термин встречается в 1:15, 27; 11:27; 12:13. Этот мессианский титул автор использует здесь в связи с другим ключевым словом из предыдущего отрывка. Значение a)/nwqen здесь не двусмысленно, как в 3:3, но означает «свыше». Фраза, приведенная ниже в этом же тексте - «с небес» - расшифровывает значение «свыше».[104] Совокупно с нижеследующим текстом этот фрагмент говорит практически то же, что сказано в 1:18. Выражение «сущий от земли» составляет контраст фразе «Приходящий свыше», и указывает на Иоанна, который не может крестить Духом, как «Приходящий свыше», но только водою. «Земной есть» подразумевает: земной по происхождению, есть земной и по природе.



Запечатлел (3:33) –Вера тех, кто принял свидетельство Христа, является подтверждением того, что Иисус говорит истину. Этот термин появится снова в 6:27, но там Бог запечатлевает Сына. Эта мысль встречается только у Иоанна. Слово «запечатлевать», «ставить печать» означало у евреев «подписывать, подтверждая истинность». Это делали, например, свидетели или судья.[105]

Не мерою дает Бог Духа (3:34) –В оригинале есть возможность отождествить с подлежащим и слово «Бог» и слово «Дух», поскольку форма аккузатива в среднем роде совпадает с формой номинатива, а слово pneu=ma среднего рода. Существуют манускрипты, в которых вместо «Бог» стоит «Бог Отец», а в некоторых – просто «Отец». Кроме того, есть манускрипт, в котором слово «Дух» опущено. Поскольку выше в этом тексте речь идет об Иисусе, дарование Духа относится к Иисусу, Которому Бог дает Его не мерой. Именно поэтому Иисус «говорит слова Божии». Во времена ВЗ пророк, прежде чем говорить слова Божии, должен был получить Духа Божия, пророческого Духа. Но есть существенная разница в иудейском понимании дарования Духа пророкам и в том, как свидетельствует об этом Иоанн в отношении Иисуса. Раби Эха (Lev. R. 15. 2) говорит, что даже Святой Дух, который покоится на пророках, покоится на них определенным «весом», то есть «мерой». «Мерой» и «не мерой» - это вообще распространенные еврейские выражения. Говоря о мере Духа, данного пророкам, они имели в виду, что один написал одну пророческую книгу, другой две. Иисус, таким образом, как об этом свидетельствует Иоанн, Иисус имеет полноту откровения, причина этого изложена в 35-м тексте.[106]

Жизнь (3:36) –одно из ключевых понятий в Ев. от Иоанна. Развитие этой темы начинается в Прологе – Ин. 1:4[107]. В прологе говорится о том, что жизнь была в Логосе, и все через Него получило жизнь. Далее во всем Евангелии подчеркивается мысль, что через Иисуса жизнь возвращается уверовавшему. Употребление слова «жизнь» в данном тексте поясняет т. 3 этой главы, где об этом говорится в терминах царствия Божьего, а также обретение жизни верующим в 3:15-17. Там же говорится об обретении жизни о избежании суда в противоположность не уверовавшим. Здесь же Иоанн, говоря о жизни, также касается темы суда в терминах гнева.



Гнев (3:36) –слово гнев нередко фигурирует в эсхатологической лексике. (Рим. 1:18). Но в Ев. от Иоанна это первый и единственный случай его употребления. Иоанн говорит об этом в настоящем времени, как и о жизни вечной. Это еще один штрих реализованной эсхатологии Иоанна. Однако суд производится над человеком в связи с отношением к Иисусу. Это не исключает суда в будущем, но для автора важно подчеркнуть, что факт решения человека и часть последствий этого имеют место уже сейчас. В кумранских свитках есть параллель этому тексту, что, однако не может служить обоснованием для заключения о наличие связи между Ев. от Иоанна и кумранскими писаниями.. (См. I QS 4:12).[108]


3926335558503733.html
3926357607101986.html
    PR.RU™