Отношение бактерий к окраске по Граму

Кокки окрашиваются по Граму положительно, за исключением гонококков и менингококков. Палочки, не образующие спор, грамотрицательны, за исключением палочек дифтерии, туберкулёза и проказы. Палочки, образующие споры (бациллы и клостридии), - грамположительны. Извитые формы (вибрионы и спириллы) грамотрицательны.

Контрольные вопросы

Перечислите и охарактеризуйте основные этапы развития микробиологии. Кто и когда впервые увидел и описал микроорганизмы. Работы Э Дженера. Назовите основные открытия Л. Пастера, Р. Коха, И.И. Мечникова. Заслуги отечественных учёных в развитии микробиологии. Назовите отрасли микробиологии, разделы медицинской микробиологии. Значение микробиологии в работе провизора. Положение микроорганизмов среди других живых существ. Перечислите основные группы микроорганизмов. По каким признакам отличаются между собой эукариоты и прокариоты? Основные формы бактерий. Как называется кокки, располагающиеся: попарно, цепочкой, гроздьями, по четыре, пакетами? Как называются палочки, образующие споры? Как называются палочки, не образующие споры? Как называются извитые формы с одним завитком спирали? Как называются извитые формы с несколькими завитками? Методы исследования в микробиологии. Микроскопический метод: что изучает, с помощью чего? Устройство светового микроскопа. Что такое иммерсионная система? Правила работы с иммерсионной системой. Что такое разрешающая способность микроскопа и чему она равна у микроскопа с иммерсионной системой? Какова роль иммерсионного масла? Каким свойством должно обладать иммерсионное масло? Куда помещают иммерсионное масло при микроскопии? Нужно ли применять иммерсионное масло при микроскопии с объективом: x8, x40, x90? Этапы приготовления препарата-мазка. Для чего фиксируют мазок? Способы фиксации мазков. Какие способы окраски называются простыми? Какие красители применяются для окраски бактерий? Какие способы окраски называются сложными, на чём они основаны? Как производится окраска по Граму в модификации Синёва: в какой цвет окрашиваются грамположительные бактерии, почему? В какой цвет окрашиваются грамотрицательные бактерии, почему? Чем обусловлена способность бактерий различно окрашиваться по Граму? Какие бактерии (кокки, палочки, извитые) красятся по Граму положительно и какие отрицательно? Из каких слоёв состоит клеточная стенка грамположительных и грамотрицательных бактерий? Какие бактерии (грамположительные или грамотрицательные) более чувствительны: а) к пенициллину, детергентам, к основным красителям; б) к азидам, окислителям, стрептомицину, переваривающему действию протеаз?



Работа студента на практическом занятии.

1. Приготовьте на одном предметном стекле два мазка отдельно- стафилококк и кишечная палочка окрасьте их по Граму, промикроскопируйте, зарисуйте. Промикроскопируйте и зарисуйте готовые окрашенные по Граму препараты: стрептококк, сарцина, бациллы

2. Ознакомьтесь с питательными средами, применяемые для культивирования бактерий.

Раздел 2,3 Физиология микробов. Экология микроорганизмов. Влияние физических и химических факторов на микроорганизмы. Стерилизация, дезинфекция. Консерванты

Содержание компетенций и планируемый пороговый уровень развития компетенций в результате изучения разделов 2, 3

Код компетенции Содержание компетенции (или её части) В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:
Знать Уметь Владеть
1. ПК-35 Способность и готовность проводить анализ лекарственных средств с помощью биологических методов в соответствии с требованиями ГФ. Микробиологичес-кие методы оценки качества лекарственных средств в соответствии с требованиями нормативных документов Анализировать лекарственные средства по показателям микробиологической чистоты Навыками изучения микробиологической чистоты с использова-нием микробиологического, молекуляр-но-биологического, иммунологического методов

Занятие 2

Питание, дыхание микроорганизмов. Ферменты микроорганизмов. Стерилизация, дезинфекция. Распространение микробов в окружающей среде. Микрофлора почвы, воды, воздуха. Санитарно-бактериологическое исследование воды, воздуха и почвы



Цель занятия

1. Изучить особенности метаболизма микроорганизмов, принципы их культивирования в лабораторных условиях; наборы питательных сред, классифиции среды по происхождению, консистенции, составу, назначению;

характер роста бактерий на жидких и плотных питательных средах, с различными типами колоний.

2. Освоить технику посева для выделения чистых культур бактерий.

3. Изучить культуральные свойства бактерий.

4. Ознакомиться с особенностями бактериологического метода выделения чистых культур анаэробных микроорганизмов.

5. Ознакомиться с основными методами стерилизации, применяемыми в микробиологии и медицине.

6. Изучить принципы идентификации чистых культур по морфологическим, культуральным, биохимическим и другим свойствам.

7. Показать разнообразие ферментов у микроорганизмов и возможности их использования для идентификации.

8. Изучить методы и показатели, необходимые для микробиологической оценки объектов окружающей среды.


3926741781960449.html
3926832896351036.html
    PR.RU™